Home ] Up ] search_12.2014 ]

Голос России минус Россия = Радио Спутник

 

Все? Радиостанции с названием Голос России больше не существует?
С удивлением услышал утром на фоне прежних передач, дикторов-ведущих и привычных звуковых клипов новое название - Радио Спутник. Представляю, как весело будет радиослушателям в Хельсинки, например. Надо сказать, что более бестолкового ребрендинга еще в мире радио никогда не встречал. Абсолютно все оставили прежнее - название сменили. Всякое упоминание о России из названия исчезло. Если вспоминать о том, как у кого было раньше, то в СССР, к примеру, существовало Международное Московское радио для вещания на заграницу на первом, официальном уровне и "голос советской общественности" - Радио Мир и Прогресс на полуофициальном, маскировавшемся для Запада под неправительственную, общественную организацию. После распада СССР эстафету иновещания подхватил Голос России,  названный по аналогии с Голосом Америки на волнах всеобщей любви и обожания начала 90-х к ресторанам Макдональдс и Западу вообще. Так или иначе, упоминание в названии радиостанции о стране, из которой ведется вещание, всегда присутствовало и должно присутствовать, и так всегда во всех уважающих себя странах происходило и происходит, и вот в России его сейчас убрали. Зачем? Стесняются названия собственной страны или ее столицы? Стыдно за что-то, или как еще это понять? Неужели для целевой аудитории за границей, по мнению менеджмента этого медиа источника, Россия как страна настолько непопулярна, что использовать название собственной страны как бренд ну совсем никак сейчас невозможно? Еще пример, классический - Голос Америки и Радио Свобода. Первая - сухой официоз, скованный рамками международных обязательств и договоров, вторая - подотчетный только спецслужбам "подрывной, внутренний голос" для граждан СССР. Неужели по этому пути сейчас пошли Киселев и Симоньян? Перевели, недолго думая,  все иновещание России не уровень clandestine radio? Тогда, название Радио Спутник  - не последний вариант, может быть, и дождемся таких радиостанций как "Свободный Вашингтон" или "Свободный Евросоюз". Не удивлюсь, судя по креативности нового поколения незамутненных менеджеров от радиовещания и зашкаливающему антиамериканскому накалу нового СМИ.
Кстати, слово "спутник" в самом узнаваемом и наиболее популярном контексте - слово советское, 1957 года рождения, получается, что, по мнению Киселева и Симоньян, как России ничем эксклюзивным за двадцать лет независимости не удалось поразить и привлечь аудиторию за границей, так и пропагандистскую преемственность новое средство массовой информации не в самом хорошем смысле продолжает.
Радио Спутник вместо Голоса России - по моему, это унизительно и страны, и для коллектива радиостанции, и презрительный плевок в сторону слушателей, мнения которых никто никогда в России не спрашивает.

поиск и результаты

 

wikipedia.org

(* - вынужден добавить свои комментарии к тексту Википедии)

История

Свою историю радиостанция «Голос России» ведет с 29 октября 1929 года , когда началось регулярное радиовещание из Москвы на зарубежные страны. Первые программы вышли в эфир на немецком языке, к которому в том же году прибавились французский и английский. «Московское радио» — так в то время именовалась радиостанция, сегодня известная во всем мире как «Голос России» — стало первым в мире международным радио. Второе международное радио — «Би-би-си» — появилось в эфире лишь спустя три года, а «Голос Америки» — через 7 лет.

7 ноября 1929 года радиостанция впервые организовала прямой репортаж с Красной площади в Москве, где проходили торжества в честь годовщины Октябрьской революции. Передачи велись на двух языках — немецком и французском. Корреспонденты работали на трибунах, брали интервью у зарубежных гостей, сообщали о том, что происходило в праздничной Москве.

В 1930 году передачи «Московского радио» на немецком, французском и английском языках стали ежедневными. В программах радиостанции появились литературные передачи, в которых принимали участие известные деятели культуры, владевшие иностранными языками. В тот же период начались первые трансляции опер из Большого театра. Пояснительный текст ведущий читал прямо из театральной ложи.

Передачи, как правило, шли в прямом эфире, так как качество звукозаписи в те годы было ещё крайне низким.

На протяжении 30-х годов 20-го столетия к трем первым языкам иновещания прибавились ещё 10. 1 июля 1940 года началось вещание «Московского радио» на китайском языке. Первые передачи на Китай читала Дэн Инчао — жена будущего премьер-министра КНР Чжоу Эньлая. В те годы главной целью всех служб иновещания была пропаганда идей социализма. Этот принцип оставался основополагающим вплоть до начала эпохи перестройки и гласности.

С резким обострением международной обстановки и началом Второй мировой войны возникла необходимость развертывания информационной и пропагандистской работы, направленной на русскоговорящее население за пределами СССР. Для вещания на зарубежные страны в составе «Московского радио» была создана русская редакция «Говорит Москва», и в начале 1940 года в эфир вышли первые передачи на русском языке для слушателей за границей. А с началом Великой Отечественной войны было организовано специальное вещание для жителей оккупированных гитлеровцами территорий, партизанских соединений и движений Сопротивления, действовавших в тылу врага.

С началом Второй мировой войны «Московское радио» вступило в идеологическую схватку с нацистской пропагандой. К каждому приёмнику, выпущенному в Германии, в те годы прикреплялась специальная табличка с надписью «Слушание зарубежных радиостанций является преступлением против национальной безопасности нашего народа. По приказу фюрера оно карается тюремным заключением строгого режима».

Но Москву, рискуя жизнью, слушали и на оккупированных территориях, и в самой Германии. В личных записях Геббельса отмечается, что, вне себя от ярости, он требовал жестоко наказывать не только слушателей «Московского радио», но и их родственников и близких друзей. У микрофонов «Московского радио» регулярно выступали участники антифашистского сопротивления. Среди них — Морис Торез, Пальмиро Тольятти, Вильгельм Пик, Вальтер Ульбрихт, Георгий Димитров, Василь Коларов, Клемент Готвальд, Долорес Ибаррури.

14 апреля 1942 года началось радиовещание на Японию из Хабаровска. Руководство СССР поставило перед иновещанием задачу — удержать Японию от вступления в войну против Советского Союза на стороне фашистской Германии.

За годы Великой Отечественной войны «Московское радио» удвоило количество языков своего вещания: в эфир ежедневно выходили 152 передачи на 28 языках. Впоследствии к ним прибавились в 1946 году монгольский язык, в 1951 — вьетнамский, в 1957 — пушту, в 1967 — дари. После окончания войны «Московское радио» оставалось важным инструментом антиимпериалистической пропаганды в холодной войне.

28 октября 1962 года в мировом эфире прозвучала радиопередача из Москвы, в которой содержался ответ советского руководителя Никиты Сергеевича Хрущёва на срочную телеграмму президента США Джона Кеннеди, отправленную днём раньше. Так разрешился опасный Карибский кризис.

В 1970-е годы корреспонденты Московского радио работали в Европе и Азии, Африке и Америке, вели репортажи из горячих точек. Корреспондент Московского радио в Чили Леонард Косичев был арестован во время переворота в стране. В его квартире прошёл обыск. Попытки связаться с посольством были жёстко пресечены чилийской полицией. После того как советскому посольству все-таки удалось вызволить корреспондента Московского радио и отправить его на родину, наградой ему стала сохранившаяся запись последнего обращения Сальвадора Альенде к чилийцам. Потом оно прозвучало в Москве в передачах телевидения и радио, в том числе на волнах Иновещания.

На радиостанции в разные годы работали: Валентин Зорин, Владимир Познер, Влад Листьев, Александр Любимов, Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Михаил Таратута, Игорь Фесуненко, Владимир Цветов, Евгений Киселев, Дмитрий Киселев. В арабской редакции Иновещания начинал свою карьеру Евгений Примаков.

Современность

22 декабря 1993 года Указом Президента РФ № 2258 "О создании холдинговой компании «Российский Государственный Телерадиотехнический Центр „Эфир“ и Российской Государственной Радиовещательной Компании „Голос России“» [3] на базе Творческого Объединения «Международное московское радио» была создана Российская Государственная Радиовещательная Компания «Голос России». 12 января 1996 года Постановлением Правительства РФ № 12 «О Российской Государственной Радиовещательной Компании „Голос России“» [4] Российская Государственная Радиовещательная Компания «Голос России» была переведена в непосредственно управление Федеральной Службы РФ по телевидению и радиовещанию.

За последние годы многое изменилось. К радиоэфиру в 1996 году добавилось Интернет-вещание, появилась «Русская служба», выходят в эфир новые программы: «Разговор с Константином Косачевым», «Мировая политика» (ведущий — политолог Игорь Панарин), «Россия в глобальной политике» (ведущий — политолог Федор Лукьянов), «Военно-политический анализ» (ведущий — главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко), «Теория заблуждений» (ведущий — Армен Гаспарян), «Перекрестный допрос» (ведущие — вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская и известный журналист Владимир Аверин).

«Голос России» активно осваивает спутниковое и цифровое вещание, превратился в современное мультимедийное мировое средство массовой информации, находящееся в непрерывном контакте со слушателями в разных регионах мира.

Сегодня «Голос России» входит (* - может быть, входил (?), сегодня радиостанции "Голос России" не существует) в пятерку самых слушаемых международных радиостанций, его совокупная аудитория достигает (* - может быть, достигала (?)) 109 миллионов человек в 160 странах мира.

Радиокомпания осуществляет (* - может быть, осуществляла (?)) локальное вещание в 27 странах мира (покрывая 225 городов). Имеет (* - может быть, имела (?)) 5 зарубежных бюро в Вашингтоне, Лондоне, Берлине, Рио-де-Жанейро, Стамбуле, Киеве, широкую сеть корреспондентов по всему миру.

Передачи «Голоса России» можно (* - может быть, можно было (?) и далее по тексту  у автора все те же проблемы с использованием настоящего и будущего времени) круглосуточно принимать в эфире на 31 языке 178 часов в сутки на коротких и средних волнах, в FM и AM диапазонах (* - КВ, СВ и АМ - это одно и тоже), в цифровых форматах DAB/DAB+, DRM, HD-Radio, а также на мобильные телефоны, оснащенные соответствующими приложениями, на 33 языках мира. «Голос России» поддерживает (!) 39 языковых сайтов в Интернете. Кроме того, осуществляет (!) ежедневное общение со слушателями в социальных сетях: Facebook, Twitter, VKontakte, YouTube, Google+, Weibo. Совокупная аудитория радиокомпании в социальных сетях составляет (!) 8 млн человек. В общей сложности программы «Голоса России» доступны (!) на 45 языках.

«Голос России» является (!) членом Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ), Европейского Вещательного Союза (EBU), Международного комитета по цифровому радиовещанию (DRM), Международной конференции служб изучения аудитории международных радиовещателей (CIBAR), Азиатско-тихоокеанского вещательного союза (ABU), Ассоциации международного вещания (AIB) и Международной организации World DMB.

Многие журналисты радиостанции — лауреаты российских и международных премий. Программы «Голоса России» неоднократно становились победителями национального конкурса в области радиовещания «Радиомания». Так в 2013 году передача «Теория заблуждений» известного журналиста, радиоведущего, автора исторических исследований Армена Гаспаряна удостоена главного приза конкурса в номинации «Просветительская программа». В 2012 году «Голос России» получил ежегодную премию Союза журналистов Турции за «лучшую информационную программу» — «Вечерняя почта с Атиллой Гюнером». В 2008 году радиокомпания стала лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Рунет за пределами RU».

С начала 2013 года «Голос России» по финансовым причинам вдвое сократил суммарный объём вещания в диапазоне коротких волн до 26 часов в сутки. С 1 января 2014 года радио прекратит (!) своё вещание в коротковолновом (КВ) диапазоне. Вещание на зарубежные страны с российской территории будет осуществляться лишь с трех средневолновых передатчиков малой мощности, находящихся в Приднестровье, в Южно-Сахалинске и в Калининграде. Основной объём вещания будет сосредоточен на передатчиках FM-диапазона, расположенных за границей[3].

09 декабря 2013 г. В.В. Путин подписал указ о ликвидации федерального государственного бюджетного учреждения «Российская государственная радиовещательная компания «Голос России»[4].

В ночь с 31 марта на 1 апреля 2014 года передатчики «Голоса России» на средних и коротких волнах, частоте 171 ДВ (* - передатчик никогда не использовался для вешания р\ст "Голос России" и автор Википедии, похоже, не учился в средней школе, т.к. не знает единицу измерения частоты) и цифровом вещании в стандарте DRM были полностью отключены. Русскоязычный сайт "Голоса России" перестал обновляться.

С 10 ноября 2014 года на радиостанции произошел ребрендинг.

Теперь радиостанция называется Россия Сегодня (позывные - Радио Спутник). (* - так как, все-таки, она называется?) Историческое название Голос России ушло в прошлое. (* - "" у автора в названии радиостанции тоже ушли в прошлое)

Последнее изменение этой страницы: 10:43, 14 декабря 2014 (* - !)